Беспилотник Яндекс Такси

Беспилотное такси на улицах крупнейших городов мира — больше не футуристическая фантазия, а вопрос ближайшего будущего. В России «Яндекс.Такси» беспилотное уже действует в тестовом режиме.

Беспилотное такси
Воспользоваться поездкой на беспилотном автомобиле можно бесплатно.

Как работает технология

Для беспилотных автомобилей была разработана сложная программа-автопилот, которая постоянно совершенствуется. Сегодня беспилотное «Яндекс.Такси» умеет соблюдать все правила дорожного движения. Искусственный интеллект, управляющий автомобилем, может распознавать пешеходов на улицах и заботиться об их безопасности: пропускать и экстренно тормозить, даже если пешеход нарушает внесённые в программу правила. Автопилот видит и объезжает препятствия, появляющиеся перед автомобилем.

Сейчас «Яндекс Такси» беспилотные работают в режиме эксперимента и отработки технологии в городской среде. Поэтому пока беспилотник не выпускают на улицы полностью самостоятельно и бесконтрольно. В его салоне всегда есть инженер-испытатель, бдительно контролирующий работу электронного водителя.

По оценкам западных экспертов, до массового внедрения беспилотных такси в качестве одного из привычных видов городского транспорта остаются считаные годы. По их мнению, раньше, чем в России, эта практика будет внедрена в США, ОАЭ, Китае и Сингапуре.

Первый авто — беспилотная Sonata

Эта технологическая разработка стала результатом сотрудничества «Яндекса» с Hyundai Mobis. Машина-беспилотник была создана на базе полученной в мае модели Hyundai Sonata.

На создание беспилотного прототипа у разработчиков ушло несколько недель. Отечественные специалисты встроили в автомобиль систему беспилотного управления на базе «Яндекса». Заканчивается тестирование модели на полигоне — и первый российский беспилотный автомобиль Sonata готовится к выходу на городские улицы.

Результаты года жизни беспилотника

26 ноября 2018 г. применение беспилотных автомобилей на улицах российских городов было официально легализовано. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление об использовании на дорогах беспилотных автомобилей.

Экспериментальный этап их внедрения стартовал 1 декабря в Москве и Татарстане, пока лишь на ограниченных территориях парков инноваций. Участники эксперимента по тестированию беспилотников должны получить одобрение ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ». Одним из главных условий участия в проекте стало страхование ответственности. Поэтому пока технология доступна только пользователям, достигшим совершеннолетия.

По результатам исследований специалистов международной финансовой группы HSBC, беспилотные сервисы «Яндекс.Такси» могут на равных конкурировать с аналогичными проектами крупных международных компаний, таких как Waymo, которая входит в состав Alphabet Inc. наряду с Google.

«Яндекс.Такси» даже опережает конкурентов в скорости разработок и их внедрения. Проекту компании Waymo уже 10 лет, тогда как беспилотникам «Яндекса» — всего 2. Через год после запуска «Яндекс» уже предложил полностью конкурентоспособный проект.

Медведев
Применение беспилотных авто, официально легализовано.

Беспилотник на дорогах Сколково

Тестовым полигоном для практического использования самоуправляемого «Яндекс.Такси» стал наукоград Сколково в Новой Москве. На выбор площадки повлияла градостроительная ситуация в Сколково. Его планировка создавалась с нуля по последним инновационным принципам современного градостроительства, поэтому он ближе всего к городам будущего, подходящим для внедрения подобных технологических новшеств.

Кроме того, в Сколково есть все элементы стандартной городской инфраструктуры:

  • школа;
  • детсад;
  • спорткомплекс;
  • городские парки;
  • малоэтажная жилая застройка;
  • офисные здания.

А главное — там есть жители и стандартное городское движение транспорта на улицах.

Сегодня услуга вызова беспилотного такси доступна резидентам Сколково. Чтобы стать участником программы, требуется принять условия электронного соглашения об участии в тестировании беспилотных автомобилей. В тестовом режиме такси работает бесплатно.

Беспилотник свободно перемещается по улицам наукограда. Вызвать его можно через приложение «Яндекс.Такси». Система сама определяет геолокацию пользователя, после чего автомобиль находит его на территории Сколково с помощью навигатора.

Сколково
Беспилотное такси можно вызвать в городе будущего — Сколково.

Беспилотник на улицах Москвы

В столице воспользоваться беспилотным такси пока нельзя, но сами автомобили-беспилотники обкатывают московские дороги в тестовом режиме. Одна из таких машин проехала по району Хамовники, месту расположения центрального офиса компании «Яндекс».

Поездка намеренно была совершена в сложных дорожных условиях: незадолго до этого в городе прошёл мощный снегопад. Дороги были завалены снегом. Это стрессовая ситуация для водителей и белое пятно в разработках зарубежных фирм. Снег в России бывает чаще, чем в местах их дислокации, и разработчикам это обязательно нужно учитывать.

Снег затрудняет видимость на дороге, создаёт проблемы в чтении дорожной разметки и знаков. Гололёд снижает управляемость автомобиля и увеличивает тормозной путь за счёт изменения сцепления с дорожным покрытием. Зимние тесты беспилотника показали, что он справляется с этими вызовами не хуже профессионального шофёра.

В Москве
Тестирование беспилотника в экстремальных погодных условиях показало хорошие результаты.

В Татарстане

Площадкой для экспериментального внедрения самоуправляемых такси в Татарстане стал Иннополис — молодой наукоград, находящийся в 35 км от Казани, одна из неофициальных столиц отечественной IT-индустрии. Тестирование новейших технологических разработок в сфере искусственного интеллекта является одной из специализаций Иннополиса.

Как и в Сколково, здесь есть полноценная городская инфраструктура, уличное движение, жилые кварталы, университет, деловой центр, кафе и магазины. Есть и целевая аудитория — работающие в Иннополисе молодые научные работники. Они достаточно разбираются в предмете эксперимента, чтобы дать проекту качественную и профессиональную обратную связь, способную улучшить разработки беспилотных автомобилей.

В Татарстане
Кроме того, тестирование беспилотного Яндекс такси проводится в Иннополисе.

Первая междугородняя поездка беспилотного автомобиля

В июне 2018 г. автомобиль, управляемый искусственным интеллектом, впервые совершил дальний междугородний рейс между двумя российскими городами — Москвой и Казанью. Маршрут длиной 780 км был пройден за 11 часов.

Основная часть пути проходила по трассе М7 «Волга». 99% пути машину вёл автопилот, управляемый искусственным интеллектом. Инженер-испытатель, следящий за его работой, присутствовал в салоне в качестве наблюдателя.

Тест показал, что технология беспилотного управления способна работать в условиях крупных загородных трасс при разных показателях загруженности, видимости и ширины дорожного полотна. Данные о вождении в таких условиях были собраны программой автопилота и использованы для самообучения системы.

Беспилотник в Лас-Вегас

Демонстрация беспилотного автомобиля в Лас-Вегасе прошла в рамках международной выставки Consumer Electronics Show, проходившей в новогодние праздники. Автомобиль для сборки беспилотника был куплен на месте, в США. Им стала Toyota Prius.

Отечественные специалисты переоборудовали автомобиль под беспилотное управление, установив на него лидары, камеры, радары, вычислительный модуль и систему управления — автопилот.

Обучение системы заняло 2 недели. В программу были введены карта местности и маршрута, данные о дорожной обстановке и специфические американские сигналы и правила. Искусственный интеллект был натренирован действовать в обстановке, отличающейся от привычных отечественных реалий. В демонстрационную задачу входили повороты направо и налево, пешеходные переходы и светофоры. Всё это должно было быть на маршруте.

Поездку удалось сделать полностью беспилотной, без присутствия инженера-испытателя в салоне. Это была уже демонстрация, а не испытания. 15-минутный рейс начинался возле отеля Hard Rock на Paradise Road.

В тестовых заездах мог принять участие любой желающий, но запись на дни выставки была быстро закрыта по причине высокого спроса. Блогеры и журналисты, ставшие пассажирами демонстрационных рейсов, отмечали уверенность вождения «Яндекс»-автомобиля в сравнении с аналогами фирм-конкурентов.

Оценить статью:
( 137 оценок, среднее 4.98 из 5 )
Всё о Такси в Вашем городе
Добавить комментарий

  1. Рафис

    Яндексу необходимо обучить свой искусственный интеллект вождению в условиях предшествующих аварийным: это вывод машины из заноса, уклонение от удара либо удар с наименьшим уроном, неожиданный выброс на обочину в зимних условиях, занос и удар об отбойник, скольжение под уклон в гололедицу с последующим поворотом, подрезание машины другим автомобилем и т.д. и т.п. Да и вождение нового транспорта и вождение такси, сильно бэу-не одно и тоже. Необходимо учесть и такой вариант, а не списывать на необходимость своевременной технической диагностики, так как если появятся таксопарки с беспилотным такси, возможно проявление преступной халатности владельцев таксопарка. После этого можно уже говорить о высокой готовности данного вида транспорта к самостоятельной эксплуатации.

    Ответить